По некоторым сегментам авторынка, особенно грузового транспорта, падение активности было десятикратным, в результате многим участникам рынка пришлось свернуть деятельность или существенно сократить филиальную сеть, говорит вице-президент по развитию бизнеса компании «Европлан» Александр Михайлов.
Девять месяцев кошмара
Спад начался с конца 2008 г. — в связи с экономической ситуацией многие клиенты, у которых была заказана техника (срок производства составлял более двух месяцев), отказались от данных заказов, что повлияло на объемы финансирования, отмечает коммерческий директор «Скания лизинга» Леонид Ткачик. Сыграла свою роль и девальвация, признает он. Так, его компания не могла предложить своим клиентам финансирование в рублях.
Стабилизация на рынке наступила в III квартале прошлого года, вспоминает гендиректор «Соллерс-финанс» Кирилл Скибин. Но к тому времени рынок оказался отброшен на несколько лет назад. Снижение спроса усугубилось значительно выросшей просроченной задолженностью клиентов. Как следствие, техника изымалась и реализовывалась как б/у, вспоминает Ткачик.
Давление на рынок было неравномерным: наиболее сильно оно сказывалось в сегменте грузовых автомобилей и спецтехники.
Влияние на легковой транспорт оказалось меньшим, констатирует Михайлов.
Тем не менее резкий спад активности в первом полугодии предопределил общее падение рынка по его итогам. В 2009 г. было заключено 20 500 договоров, что в два раза меньше, чем годом ранее. При этом средняя стоимость договора не изменилась и составляет порядка 2 млн руб., констатируют в «Рослизинге». Продажи легких коммерческих автомобилей в 2009 г. сократились на 44%, грузовых автомобилей массой 6-16 т — на 63%, массой более 16 т — на 80% (данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса).
Осеннее оживление
Помимо стабилизации в экономике к осени на рынок автомобильного лизинга влияло еще два фактора. С одной стороны, распродавались пулы скопившейся техники, с другой — для компаний стали доступнее ресурсы, все это привело к росту активности на рынке, говорит руководитель блока Бинбанка Дмитрий Зайцев.
Поэтому перед компаниями уже встал вопрос: где брать клиентов, особенно после серьезной оптимизации собственной численности и сети, уточняет Скибин.
2010 год — год сомнительной стабильности. Есть активный спрос на новую технику в связи с полной распродажей стоковых машин по низким ценам и с уменьшением изъятия техники — клиенты начали платить по долгам. То есть упало предложение по б/у технике, рассказывает Ткачик. Сыграл свою роль и отложенный спрос, добавляет Михайлов.
Видно, что бизнес оживает: по лизинговым схемам уходят не только машины для топ-менеджеров, но и коммерческий транспорт, о котором в разгар кризиса практически никто не думал, солидарен Зайцев.
Возникла ситуация, характерная для докризисных годов, когда востребованные модели автомобилей присутствовали в автосалонах в ограниченном количестве. Затоваривание складов, характерное для 2009 г., сменилось в этом году явной нехваткой некоторых моделей машин, уверяет гендиректор «Каркаде лизинга» Лариса Власова. Одно только число входящих звонков за I квартал 2010 г. по отношению к I кварталу предыдущего года выросло в два раза, уверяет она.
Былое и цены
Возросла конкуренция, что не замедлило сказаться на условиях сделок, подчеркивает Скибин. Стали снижаться требования по авансу: если раньше его величина достигала 50%, а в среднем по рынку была на уровне 35%, то к апрелю она снизилась до 15-20%. А с учетом акций производителей эта планка может опускаться и до 10%, рассказывает он. В «Европлан» размеры первоначальных взносов вернулись к 5%, уточняет Михайлов. Ставки также варьируются, однако в среднем они составляют около 20%, рассказывают Скибин и Зайцев. В терминах удорожания техники, которыми оперируют многие компании, и вовсе получаются однозначные цифры.
По условиям сделки уже близки к докризисным — правда, пока не те объемы, да и к рискам компании относятся более внимательно, отмечает Скибин.
Год действительно более активный, чем 2009 г., однако считать его выходом из кризиса сложно, так как до сих пор непонятна ситуация на рынке и стабильности также не чувствуется, что и настораживает многих потенциальных лизингополучателей от приобретения техники, считают в «Скания лизинге».
По мере стабилизации ситуации на авторынке сегмент автолизинга будет расти. Прирост в 2010 г. составит порядка 15%, полагает заместитель гендиректора «Каркаде лизинга» Алексей Смирнов.